Вы здесь: Главная Методическая копилка Разработки уроков Начальная школа - математика Слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность
Автор: Юргель Ольга Александровна
1 класс (1-4)
Цель:
- закрепить знание названий компонентов сложения и вычитания; продолжить работу по формированию прочных, осознанных, доведенных до автоматизма навыков вычислений в пределах 20;
- развивать математическую речь учащихся;
- воспитывать аккуратность при работе в тетради.
Оборудование: изображение инопланетян, буквы с примерами, линейка с рисунками и примеры к ней.
Ход урока:
I Орг. момент.
II Устный счет.
Сегодня к нам на урок прилетели гости. Это необычные гости. Хотите отгадать, кто это? Для этого нужно решить примеры на карточках с буквами и поставить их по порядку под соответствующими числами:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
и |
н |
о |
п |
л |
а |
н |
е |
т |
я |
н |
е |
Дети решают примеры на карточках (сложение и вычитание в пределах 20 с ответами от 1 до 12, в соответствии с таблицей). Читают появившееся слово: инопланетяне.
- Правильно! Это инопланетяне. А вот и они. (На доску прикрепляется изображение инопланетян.)
Приземление состоялось. Они пока еще не знают нашего языка и говорят со мной мысленно. Это называется телепатией. Они говорят мне, что хотят изучить Землю и людей. И они хотят познакомиться с вами.
Первое, что они хотят исследовать, это ваша сообразительность. Для этого они просят представить в виде десятков и единиц числа. А какие это числа, попробуем мысленно прочитать. Инопланетяне посылают нам сигнал. Ну-ка, кто угадает числа?
Дети называют числа, если число двузначное, значит, верно прочитали мысли. Число представляют в виде суммы разрядных слагаемых.
На планете, где живут наши гости, вместо цифр используются другие значки. Посмотрите, они привезли с собой линейку:

а) Сравните числа: листочек и вишенка; груша и звездочка; морковка и флажок; солнышко и гриб.
Записываются неравенства с использованием данных значков.
б) Решите примеры:
Цветочек + 1
Морковка – 1
Гриб + 2
Треугольник + 2
Груша – 2
Вишенка – 2
Записывают примеры на доске.
А теперь давайте-ка покажем, как мы умеем решать наши земные примеры:
14 + 2 =
Дети решают примеры на счетных веерах.
III Работа над темой урока.
- А теперь внимание, инопланетяне мысленно стараются помочь вам получше запомнить компоненты сложения. Как называются числа, которые мы складываем?(Слагаемые.)
Повторим хором.
Дети повторяют сначала тихо, потом все громче и громче.
- Как называется результат сложения? (Сумма.)
Назовите слагаемые и сумму:
2 + 5 = 7
16 + 4 = 20
+ =
- А теперь решите-ка вот этот пример:
19 – 4
Теперь почувствуйте, как ваша память снова включается. Почувствовали?
19 – это уменьшаемое.
Повторяют хором.
Как вы думаете, почему этот компонент так назвали? (Потому что это число будет меньше, когда вычтем.)
4 – это вычитаемое. (Хором)
Почему так называется? (Мы его вычитаем.)
- А то, что получилось в результате – это разность. (Хором.)
IV Работа по учебнику.
С. 54
Примеры № 4 (Дети работают в парах.)
Найдите примеры, где в результате должна получиться сумма. Запишите и решите любой. А теперь объясните соседу, где слагаемые, а где сумма.
Найдите примеры, где в ответе получится разность. Запишите и решите любой. Объясните соседу, где уменьшаемое, где вычитание, а где разность.
№ 3,
с. 55 № 4 – устно.
V Работа в тетрадях.
№ 1 – решение задачи
№ 6 – самостоятельно (поставьте знаки >, < или =)
VI Итог урока.
А теперь, ребята, инопланетяне просят повторить вас, чем мы занимались сегодня на уроке, что повторяли?
Они привезли с собой пятерки, которые ставят в школах на их планете.
(Учитель раздает призы тем детям, которые были наиболее активны на уроке.) |