Вы здесь: Главная Методическая копилка Разработки уроков История Библейские сказания
Автор: Воронина Людмила Анатольевна
История Древнего мира, 5 класс
Цели: О - углубить и расширить представления о Библии как историческом источнике;
- выяснить причины появления единобожия;
- познакомить с библейскими сказаниями
Р - развивать умения проводить сравнительный анализ развития и достижений
народов Западной Азии и Египта;
- развивать умения четко формулировать свои мысли в устной и письменной
форме, активизировать мыслительную деятельность;
- совершенствовать навыки работы с исторической картой, источником,
хронологией;
В - воспитывать культуру речи и поведения.
Основные понятия и термины: миф, Библия, Ветхий Завет, заповеди, единобожие.
Оборудование:
· Карта "Древний Восток"
· медиапроектор
· Всеобщая история: Учеб. электронное издание. История Древнего мира. 5кл.
· Библия, выставка книг
· рисунки- схемы "Сотворение мира"
I. Организационный момент. На доске написано слово « ТРУД».
- Что значит трудиться на уроке?
-Что должен иметь каждый ученик? ( Т – тетрадь
Р- ручка
У- учебник
Д- дневник)
-Все готовы трудиться?
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со странами Древнего Востока, узнаем какой народ первым пришел к вере единого Бога, будем работать над развитием грамотной устной речи, будем выполнять различные познавательные задания.
II Повторение
1. Показать и назвать на карте все изученные нами страны Др.Востока (Египет, Финикия, Междуречье)
2. Чем занимались жители Финикии?
3. В чём преимущество и недостаток финикийского алфавита?
ФРОНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ( развитие письменной речи)
Составить предложение по заданным словам:
Финикия, иероглифы, буквы, алфавит.
Условия задания
1. Слова переписать в тетрадь.
2. Найти три слова, связанных логически между собой.
3. Лишнее слово подчеркнуть
4 Составить предложение, расширить его за счет других слов.
5. Записать предложение.
6. В заданных словах не допускать ошибок
Итог: Какие открытия и изобретения финикийцев, сделанные в древности, используются и в наше время? (стекло, алфавит)
III Сообщение новых заданий
1.Разминка:
Вставить пропущенные буквы и объяснить значения слов (устно)
К.. чевники
Старейш.. на
Еги.. ет
В… льможа
Ф… раон
Запись темы урока.
2. Информационный этап
Работа с настенной картой и учебным электронным изданием « История Древнего мира. 5кл.» Тема 4.Древнееврейское государство. Библия. Религия евреев. После просмотра работа с новыми понятиями.
Запись в тетради : Библия - священная книга.
Завет – договор.
3. Исследовательский этап. Предварительное учебное задание.
Давайте попробуем восстановить библейский рассказ о сотворении мира и определить, в какой последовательности Бог сотворил небо, сушу, воду и пр.
- И сказал Бог: « Да будут светила на небе!». И создал Бог солнце, луну и звёзды.
- И сказал Бог: « Да произведет вода рыб, и птицы да полетят по небу!». И сотворил Бог разных рыб и птиц.
- И сказал Бог: « Да будут на земле животные разных видов!». И стало так. Наконец Бог создал человека.
- И сказал Бог: « Да соберётся вода в одно место и да явится суша!» И стало так. И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву и деревья!». И стало так.
- И сказал Бог: « Да будет твердь». И стала твердь. И назвал Бог твердь небом.
- Вначале сотворил Бог небо и землю. Но земля была пуста и безвидна; тьма царила повсюду. Тогда сказал Бог: « Да будет свет!». И бог назвал свет днём и тьму ночью.
( Хрестоматия по истории древнего мира. М., 1991. С. 273.)
Ответы : 6,5,4,1,2,3.
Используя рисунки-схемы, учащиеся восстанавливают текст .
Выявление исходного противоречия.
Чем этот рассказ отличается от древнеегипетского и вавилонского мифов о сотворении мира ? ( Там мир творили боги, здесь- Бог.)
Впервые мы сталкиваемся с верой не во множество разных- добрых и злых, а с верой в дного сверх могущественного Бога. И вера эта потом начала распространяться по всей Земле. А зародилась она в маленькой Палестине.
Учебная задача урока: Почему возникает вера в единого Бога?
4. Рассказ учителя. Из Библии мы узнаем, что Бог сотворил первых людей Адама и Еву, их потомки расселились по Земле. Но люди стали совершать дурные поступки и преступления, и Бог решил их наказать и проучить - он устроил потоп. Но пожалел лишь богобоязненного Ноя. Ной по велению Бога построил корабль - ковчег и спасся с семьей. От них произошли все живущие на Земле.
В какой стране был миф о всемирном потопе? (Междуречье)
Как мог появиться этот миф? (В Палестине течет река Иордан)
Среди потомков Ноя был человек по имени Иаков, было у него много сыновей, род его процветал, он часто воздавал молитвы благодарности Богу и взял себе имя Изра-Эль- (сила с Господом)
От его имени весь народ стали называть израильтянами.
В 1600 г. д.н.э. в Палестине наступила засуха. Иаков повел свой народ в Египет в поиске пищи и пастбищ. Сначала египетский фараон милостиво отнесся к евреям, но через несколько сот лет другой фараон Рамсес II стал считать израильтян чужаками, опасными для государства, решил обратить их всех в рабство, а новорожденных мальчиков приказал убить. Но одного малыша удалось спасти.
Просмотр лекции из учебного электронного издания «История Древнего мира. 5кл.» Тема 4. Древнееврейское государство. Жизнь Моисея.
5. Решение проблемного задания. Как вы думаете почему израильтяне спаслись?
Что помогло им?
Им помогла вера в единого Бога, если бы они верили во множество богов, то просто перессорились, и их общество распалось на отдельные планы. Вера в единого бога помогла израильтянам выжить, найти силы дойти до своей родины.
Чувство единения было настолько сильным, что возникла идея соглашения или завета между Богом и людьми.
- Работа с источником. Чтение заповедей.
Заповеди – правила.
Итак, когда мы прочитаем заповеди, вы должны ответить на вопрос.
Что общего между законами Хаммурапи и заповедями, данными Моисею?
7.Хронологическая работа.
Сколько лет прошло с того времени, как Моисею были даны заповеди?
Что было раньше принятие законов Хаммурапи( 1750 г. до н. э.) или заключение завета между израильтянами и Богом (1250г. до н.э)?
На сколько лет раньше? ( на 500 лет)
IV. Рефлексивный этап. Итог. Самооценка работы на уроке.
Что вы изучали на уроке?
С какой целью были предложены задания?
Какое задание оказалось самым трудным, какое самым лёгким?
Почему?
Как справиться с трудностями, если они вдруг возникнут вновь?
Что ещё можно узнать по теме урока?
Из каких источников?
V. Домашнее задание.
Подготовить пересказ любого библейского сказания. |