Вы здесь: Главная Методическая копилка Разработки уроков Литература «Воспитание чувств» в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского». Нравственная стойкость героя.
Автор: Генсёр Надежда Васильевна
Урок литературы в 6 классе.
Цель: 1. раскрыть душевный мир героя рассказа.
2. показать необыкновенность (т.е. непохожесть ) учительницы.
3. обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе.
Оборудование: дерево мудрости, выставка книг, выставка рисунков «Моё представление о рассказе», словарь.
На доске записаны слова: сочувствие, доброта, сострадание, чуткость, самоотдача, целеустремленность.
Эпиграф урока: Хорошего сердца и правильной души так недостает нам, что чем больше наши герои и мы будем жить, тем лучше для нас будет. В. Г. Распутин.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания.
Учитель: Ребята, мы продолжаем знакомство с рассказом Распутина «Уроки французского». (Сообщает тему и цель урока: «Воспитание чувств; нравственная стойкость героя.») Перед обсуждением проблем, поставленных писателем в рассказе «Уроки французского», вспомним узловые моменты его содержания.
Учащиеся пересказывают, а два ученика записывают свои варианты цитатного плана на доске.
А теперь с помощью «Дерева мудрости» вспомним действующих лиц рассказа. На доске на «Дереве мудрости» прикреплены листочки с цитатами-опорами из текста. Учащиеся называют, о ком идет речь.
« при ней я крепился…» - мать
« она входила, здоровалась…» - Лидия Михайловна
« суетливый…» - Тишкин
« правда и играл…» - Вадик
« я 20 лет работаю…» - Василий Андреевич
« шофер…» - дядя Ваня
« крикливая…» - тётя Надя
« следовал как тень…» - Птаха
Ребята, к сегодняшнему уроку вы попытались передать своё видение событий в рассказе с помощью рисунков. Что вы можете сказать о расположении рисунков? Рисунки детей поставлены в хаотичном порядке, восстановите цепь событий.
II. Анализ рассказа.
1. Образ героя.
Итак, содержание мы вспомнили, а теперь обсудим три аспекта или три основных момента рассказа. В первую очередь остановимся на образе героя, его душевном состоянии.
Дома вы должны были по вопросам составить цитатный план. Ваши товарищи написали свои пункты плана. Давайте проверим, всё ли верно получилось. (Редактируем цитатный план).
Выводы: Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи. Маленький герой понимает, что он должен оправдать надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.
2. Образ учительницы
Теперь речь пойдет о «необыкновенном человеке» – учительнице французского.
Учитель: Какой вы видите учительницу французского? Прочитайте описание портрета Лидии Михайловны. Какие черты являются определяющими?
Учитель: Как относится Лидия Михайловна к мальчику? ( К мальчику Лидия Михайловна относилась с пониманием и сочувствием, она ценила его целеустремлённость. В связи с этим учительница начала дополнительно заниматься с героем, рассчитывая дома подкормить его).
Учитель: Почему затея с посылкой ей не удалась? ( учительница наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять «посылку»)
Учитель: Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? ( Предложила играть на деньги в «пристенок»).
Учитель: Почему Лидия Михайловна прислала вторую посылку? ( посылка явилась подтверждением добрых чувств Лидии Михайловны к мальчику и уверенности в своей правоте).
Учитель: Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным? (Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы).
Вывод: Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учеником на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюжинные способности и готова любыми способами помочь им развиваться.
III. «Воспитание чувств» в рассказе.
Учитель: В.Г. Распутин как-то сказал: « читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература –, на мой взгляд, – это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства».
Какие чувства воспитывает рассказ « Уроки французского»? ( Доброту, сострадание)
Учитель: Воспитание чувств писатель проводит через образ учительницы, хотя её игра с учеником на деньги воспринимается весьма неоднозначно. Как можно оценить поступок Лидии Михайловны? Выскажите свое мнение. ( С одной стороны, это непедагогично, с другой стороны, игра с учеником на деньги была единственной возможностью помочь мальчику).
Учитель: Почему рассказ назван «Уроки французского»? ( Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств.)
Учитель: Чему научились вы на этих уроках? (Участию, пониманию окружающих людей, чуткости, самоотдаче и целеустремленности.). Уточним значение этих слов с помощью толкового словаря.
Вывод. Игра на деньги учительницы с учеником, с точки зрения педагогики, – поступок безнравственный. Но что стоит за этим поступком? – спрашивает писатель. Видя, что школьник ( в голодные послевоенные годы) недоедает, учительница французского языка под видом дополнительных занятий приглашает его к себе домой и пытается подкормить. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик от всего отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И она счастлива, что ей удаётся этот обман.
Доброта – вот что привлекает в героях рассказа. Герой открывает для себя доброту и участие, понимание среди окружающих людей.
Итоги урока:
Домашнее задание: Выписать в тетрадь наиболее яркие детали, раскрывающие душевный мир главного героя (его мысли, чувства, переживания, проявление характера), озаглавить эту работу « Душевный мир главного героя». |