Вы здесь: Главная Методическая копилка Внеклассные мероприятия по предметам Час занимательной математики
Цель: воспитание познавательного интереса к предмету, творческой активности, упорства в достижении цели.
Оформление: 1. За страницами учебника – выставка книг
2. Магнитная доска
3. Картина Богданова-Бельского «Трудная задача»
Ведущий: Чтобы спорилось нужное дело
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач
Не беда, что идти далеко.
Не боимся, что путь будет труден
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
Ребята, мы приглашаем вас совершить путешествие в мир увлекательной математики, где вы познакомитесь с историческими сведениями, вам будут предложены вопросы и задачи. Просим присутствующих разделиться на две команды.
1 конкурс – Разминка.
а)На доске цепочка различных символов, я предлагаю разгадать пословицу ,которая спрятана в этой цепочке. Она и станет девизом нашего мероприятия.
За верный ответ – 5 баллов
QWУS?MN ?YДR?? ZCIY???КLAЂWЛЅЄКЇG??, FQЧLTSUO WБЇ??YAТ ?CR CQZEDCLYТPIOZЙ
(ум да смекалка, что брат с сестрой)
б) Кому принадлежат следующие слова?
-«Как и все другие науки математика возникла из практических нужд людей, из измерения площадей земельных участков и вместимости сосудов, из счисления времени и из механики» (Фридрих Энгельс)
- «Химия- правая рука физики, математика ее глаза» (М.Ломоносов)
За верный ответ- 5 баллов
Ведущий: А вы знаете, как возникло слово «математика»? Об этом расскажут мои помощники.
1 ученик. Слово это возникло в Древней Греции примерно в 5 веке до н.э. Происходит оно от слова «матема»,что означает «учение» -знания, полученные через размышления.
Древние греки знали 4 «матема»:
- учение о числах (арифметика)
- теория музыки (гармония)
- учение о фигурах и измерениях(геометрия)
- астрономия и астрология
В описываемое время среди греческих мыслителей наметилось два направления. Первое из них ,возглавляемое Пифагором, считало знания своего рода священным писанием. Наука по Пифагору- дело тайное, предназначенное только для посвященных. Последователи этого направления назывались акузматиками (акузма-священное изречение)
2 ученик. Второе направление возглавлял древнегреческий ученый Гиппас Метанопонтский. В противовес Пифагору последователи Гиппаса считали, что «матема» доступна всем, кто способен к продуктивным размышлениям. Они называли себя математиками. В конце концов победило второе направление.
2 конкурс - Устный счет
Мы хотим представить картину Богданова-Бельского «Трудная задача», которая многим известна, но, наверное, мало кто вникал в содержание задачи. На картине профессор Рачинский, покинувший университетскую кафедру, чтобы сделаться рядовым учителем сельской школы.
Устным счетом нужно найти результат вычисления .( за верный ответ -5 баллов)
|
Объяснение:
102 + 112 + 122 + 132 + 142
365
Числа 10, 11, 12, 13, 14 обладают любопытной особенностью:
102 + 112 + 122 = 132 + 142
365 = 365
(т.к. 10 + 121 + 144 = 365, то легко рассчитать, что значение выражения на картине равно 2) |
3 конкурс Состязание команд. ( за верный ответ - по 5 баллов)
а) найдите наименьший корень уравнения Х 2+ 7Х + 12 = 0 ( - 4 )
б) совпадают ли графики функций
у = Х 2 – 6Х + 8
Х – 2 и У = Х – 4 (да)
4 конкурс- «Лучший знаток старинных русских мер» - домашнее задание
Вам ,ребята нужно было подготовиться к этому конкурсу дома. (2 балла –за одну меру)
А какие старые наиболее распространенные русские меры знаете? Называете по очереди.
· перст- название указательного пальца -ширина 2 см, «двенадцатиперстная кишка»- 24 см.
· дюйм- 2,54 см –ширина большого пальца
· вершок – ширина 2-х пальцев руки -указательного и среднего, около 4,4 см
· пядь или пядень –кулак или кисть руки
· локоть –оно колеблется от36 до 46 см
· аршин -в аршине 71 см-длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца
· шаг- 71 см.
· сажень-213 см
· верста-500 саженей
· миля -7 верст или 7,468 км.
· фунт-409,5 г.
· пуд – 16 кг
· карат- 0,2 г
· золотник – 4,3 г
· дюжина –штуки-12 штук
Если вы были внимательны, то вам не составит труда , ответить на следующие вопросы.( заработаете дополнительные баллы)
1. Сколько аршин в пяти саженях? (15)
2. Сколько пудов в 160 кг? (10)
5 конкурс «Какая команда быстрее решит?» ( за верный ответ - по 5 баллов)
а)Известно, что а+1/ а = 3
Найдите а 8+ 1/ а8
Решение:
(а+1/а)2=32 а2+2а 1/а+1/а2=9 а2+1/а2=9-2 а2+1/а2= 7
(а2+1/а2)2= 72 а4+2а2 1/а2+1/а4= 49 а4+1/а4= 47
(а4+1/а4)2= 472 а8+2а4 1/а4+1/а8= 2209 а8+1/а8= 2207
б) Решите неравенство: (х + 3)/ (х – 3) ? 0 Ответ: х?- 3
Ведущий: Пока участники выполняют задания , я хочу остановиться вот на чем.
Учащиеся часто спрашивают: «Почему учителя требуют, чтобы все формулировки мы заучивали наизусть?» Прежде чем дать ответ по существу, расскажу старинную историю.
Это произошло в те времена , когда на улицах городов еще не было освещения. Как-то ночью мэр столкнулся с горожанином. Это было неприятно и больно. Тогда мэр отдал приказ ,чтобы никто не выходил ночью без фонаря на улицу. .Следующей ночью мэр опять столкнулся с тем горожанином.
-Вы не читали моего приказа? -спросил мэр.
-Читал,- ответил горожанин. Вот мой фонарь.
-Но в фонаре у вас ничего нет
-В приказе об этом не упоминалось.
Наутро появился новый приказ, обязывающий вставлять свечу в фонарь при выходе на улицу ночью. Вечером мэр опять налетел на того же горожанина.
-Где фонарь?- закричал мэр
-Вот он.
-Но в нет свечи!
- Нет , есть свеча.
-Но,она не зажжена!
-В приказе об этом ничего не сказано.
И мэру пришлось издать еще один приказ, обязывающий при выходе на улицу ночью зажигать свечи в фонарях.
Теперь, наверное, вам ясно, как следует поступать с формулировками определений, аксиом и теорем. Если можете своими словами –пожалуйста! Если же нет, то чтобы не уподобляться тому мэру, о котором только что рассказано, следует учить наизусть.
6 конкурс-«Найди правильный ответ- тест» ( за верный ответ - по 5 баллов)
Вам необходимо после некоторой словесной подсказки ведущего найти правильный ответ.
- об этой геометрической фигуре говорят, что она делит плоскость на две полуплоскости.
1.Прямая 2.Луч 3. Точка 4.Угол 5 Отрезок
- об этой геометрической фигуре говорят, что у нее есть «дополнительный родственник»
1.Прямая 2.Луч 3. Точка 4.Угол 5 Отрезок
- эта геометрическая фигура имеет длину.
1.Прямая 2.Луч 3. Точка 4.Угол 5 Отрезок
- эта геометрическая фигура не имеет размера, но все в геометрии связано с ней.
1.Прямая 2.Луч 3. Точка 4.Угол 5 Отрезок
7 конкурс – «Математическая пауза»
а) посмотри на таблицу 30 сек., изобразите по памяти (по одному участнику из каждой команды)
б) Кроссворд (каждой команде составить кроссворд из предложенных слов)
1 Ордината |
6 Трапеция |
11 Тождество |
17 Градус |
2 Архимед |
7 Яблоко |
12 Поворот |
18 Синус |
3 Диаметр |
8 Объем |
13 Тангенс |
19 Симметрия |
4 Равенство |
9 Многоугольник |
14 Сектор |
20 Ярд |
5 Орт |
10 Квадрат |
15 Отрезок |
21 Декарт |
|
|
16 Круг |
22 Тип |
|
|
|
23 «Начала» |
8 конкурс – «Математика в поэзии»
Учащиеся читают стихи ,посвященные математике и о математиках.
Подведение итогов. |