Из чего состоит речь? (Из предложений)
Из чего состоит предложение? (Из слов.)
А слово? (Из слогов)
Работа по таблице «Звуки»:
Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные, согласные бывают твердые и мягкие.)
Чем отличаются гласные и согласные? (При произнесении согласных встречаются препятствия - губы, зубы, язык, а гласные произносятся свободно.)
Работа по ленте букв (лента в виде домика):
Назовите гласные, которые мы изучили. Почему некоторые из них находятся в верхней части ленты букв, а другие – в нижней? (Буквы А, О, У, ы не смягчают предыдущий согласный, а буквы Я, Ё, Ю, И, Е – смягчают.)
Назовите согласные, которые находятся в верхней части ленты букв. Почему они живут на верхнем этаже? (Они звонкие, их далеко слышно, они громко кричат)
Назовите согласные, которые живут на нижнем этаже. Почему они живут ниже? (Они глухие, их плохо слышно, поэтому они живут на нижнем этаже домика)
Назовите парные согласные (сестрёнки), которые мы изучили. (Б-П, Д-Т, З-С, Г-К, Ж-Ш)
Какие согласные всегда твёрдые? (Ж, Ш)
Чтение слогов:
МОР ТРА СА
ЯБ КО РЕП
ГРУ КА
Сегодня к нам пришел зайчик. (Выставляется изображение зайчика, на нём фартук с кармашком, в котором он приносит нам задания или призы)
Он проголодался и просит его накормить. Давайте посмотрим, что мы можем
ему дать. (Дети дополняют слоги до слов: морковь, яблоко, груша, трава, кора, капуста, салат, репка.)
Молодцы!
III Новая тема.
Зайка вам очень благодарен! Посмотрите-ка: у него в кармашке загадка:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет.
(Мяч)
Составьте схему слова «мяч». 
Вы слышали: у нас еще один гость! Какой новый звук вы услышали? [ч?] Он впервые у нас, ему срочно нужен паспорт! Давайте выдадим ему паспорт. Что напишем в нём? (Согласный, мягкий, глухой)
Звук [ч?] всегда мягкий!
Звук [ч?] обозначается буквой Ч.
Учитель показывает красочное изображение буквы Ч.
На что похожа буква Ч? (на цифру 4)
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Чтение слогов: ЧА ЧО ЧУ ЧЕ ЧИ
Сочетания ча, чо, чу пишутся с гласными, которые не смягчают согласный, потому что звук [ч?] и так мягкий.
Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина)
Сказка иллюстрируется на фланелеграфе или проекторе.
Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, уже нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, с ног сбилась, до вечера проискала и вот, усталая, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с конфетами. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.
– Подумаешь, обиделась! – сказали Я и Ю. – Все равно без нас ей никуда. А как же тогда слова ЧАШКА, ЧУДО, ЧАЙ?
– А вот и обойдусь! – сказала Ч. – Мне буквы А и У помогут.
С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.
IV Работа по учебнику.
"Азбука" (Горецкий) С. 128-129.
Прочитайте загадку. Отгадали?
Беседа по картинке.
Что изображено, найдите слова с буквой Ч.
Чтение текста.
О чем прочитали? Какие бывают часы?
V Итог урока.
Что нового вы узнали сегодня на уроке? С какой буквой познакомились? Почему сочетания ЧА и ЧУ пишутся с буквами А и У?
Награждение учащихся, которые были наиболее активны на уроке.