Официальный сайт

Муниципального казённого общеобразовательного  учреждения

"Средняя общеобразовательная

школа № 11

МО «Ахтубинский район»

         ранее - школа № 82 Приволжской железной дороги                                           

Союз образовательных сайтов

Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

 

Русская культура в XI-XIIIв. ( 6 класс)

Вы здесь: Главная Методическая копилка   Разработки уроков  История  Русская культура в XI-XIIIв. ( 6 класс)   Rambler's Top100                                                                                                                                         

Урок по теме :« Русская культура в XI-XIIIв».( 6 класс)

Автор: Воронина Людмила Анатольевна

 

Цель:  Сформировать у учащихся представление об основных направлениях развития древнерусской культуры, основных видах процветавших тогда на Руси искусств и самых больших достижениях жителей древней Руси в этой сфере;

 

Задачи:

Обучающая:  дать представления об особенностях развития русской культуры в эпоху феодальной раздробленности и через осмысление значения продолжить формирование понятия культура.

Развивающая: способствовать овладению технологией самостоятельного исторического исследования  источников. Оценить уровень развития культуры древней Руси ( возможно в сравнении), лобс речи.

Воспитывающая:  стимулировать развитие  глубокого и устойчивого интереса к отечественной истории.

 

 Тип урока. Урок изучения нового материала.

 

Внутрипредметные связи:

VI век- Софийский  собор в Константинополе;

XI век- зарождение готики.

XI век -Песнь о Роланде.

Основные понятия:

Культура, икона,  фрески,  летопись.

Важнейшие даты:

1052г.- Софийский  собор в Новгороде

XII в .-Успенский собор во Владимире;

1185 г.- время написания « Слова о полку Игоревом»;

Оборудование: карта « Феодальная раздробленность Руси вXII-начале XIIмедиапроектор, презентация "Русская культура" (скачать), рабочий лист (скачать)

                         

 

Структура урока:

 

Этапы урока

Время

Деятельность учащихся

1.

Организационный этап.

1 мин.

 Создание положительного настроя на работу.

2.

Постановка целей учебной деятельности

2мин

  Беседа

3.

Выявление имеющихся знаний  по теме.

5мин

  Историческая разминка.

  Игра «  Рассказ- ловушка».

4.

Сообщение новых знаний

5 мин

  Рассказ учителя. Просмотр презентации.

5.

Усвоение содержания учебного материала.

8 мин

  Просмотр презентации. Анализ фотографий архитектурных памятников. Заполнение таблицы

6.

Энергизатор.

1мин.

  Восстановление энергии класса  учащихся

7.

Усвоение содержания учебного материала.

10 мин

  Просмотр презентации. Анализ текстов.

8

Контроль усвоения новых знаний.

5 мин

  Тренировочные задания.

  Игра «Зашифрованный текст»

9.

Подведение итогов. Рефлексия.

 2 мин

  Беседа.

  Оценивание работы учащихся.

10.

 Творческое задание на дом.

1мин.

  Рекомендации по составлению рассказа.

  Личностный выбор.

 

 

1. Организационный этап. Создание эмоциональной установки на контакт с учителем. Проверка готовности учащихся к уроку.

 

2. Постановка целей учебной деятельности.

Слайд.Мы закончили изучение периода, который называется –феодальная раздробленность. Историческая закономерность феодальной раздробленности в Европе и России. Давайте вспомним « плюсы» и «минусы» этого периода.

« Плюсы»-рост городов, развитие  сельского хозяйства и ремёсел, подъём образования, искусства, архитектуры, литературы.

«Минусы»- отсутствие твёрдой государственной власти и единого прядка, разгул феодальной вольницы- междоусобицы.

Сегодня на уроке мы познакомимся с выдающимися памятниками русской культуры времён феодальной раздробленности, узнаем  особенности  развития русской культуры в эту  эпоху.

 

3.Активизация имеющихся знаний и умений.

Слайд.  1)Историческая разминка.

Культура- совокупность духовных и материальных ценностей,  созданных человечеством.

Монастырь- жилище монахов

Архитектура( греч.)- искусство проектировать и строить здания.

Зодчество- архитектура

Летопись- погодовая запись событий.

 

Слайд. Задание 1.  2) Игра « Рассказ- ловушка».

Тексты с ошибками- прекрасный повод потренировать свою память и наблюдательность. Ошибок много, на любой вкус. Главное- найти их и исправить. Вот какой ответ дал один нерадивый ученик.

1.      Распад Киевской Руси на удельные княжества произошёл в X веке.

2.      По форме правления Новгород был боярской республикой, в которой высшим органом власти являлось вече.

3.      Археологи при раскопках в Новгороде нашли  берестяные книги, что свидетельствует о распространении грамотности среди простых людей.

4.       В Киевском княжестве одновременно правили два князя, один из рода Ольговичей,  другой из рода  Мономаховичей.

5.      « Господине!  Не погнетши пчел - меду не едать!»,- так сказал один из военных слуг князю Даниилу Галицкому, подразумевая под пчёлами  горожан.

6.      Согласно летописи Москва была основана в 1147году князем Игорем  Долгоруким.

7.      При князе Андрее Боголюбском  на Владимиро-Суздальской земле было построено много церквей,  соборов, теремов.

Назовите памятники русской культуры X-XIIIвв. культуры, которые встретились в тексте.

 

4. Сообщение новых знаний.

Слайд.  Задание 2.    Города- центры культуры.

Новгород, Псков, Киев, Чернигов, Владимир, Рязань, Галич, Полоцк.

Работа с картой. Назовите из предложенного списка  крупнейшие города Древней Руси расположенные на севере, на юге, на западе, на востоке.

 

Города являлись ремесленными, духовными, культурными , торговыми центрами.

В городах открывались школы. О грамотности населения свидетельствуют берестяные грамоты, надписи на вещах, ремесленных изделиях,  на стенах древних зданий.

В городах шло широкое строительство крепостных стен, башен, теремов и конечно церквей.

Храмы в те времена имели огромное значение -здесь проходили службы, писали летописи, создавались первые библиотеки, в подвалах церквей хранились товары крупнейших купцов.

Сохранилось мало построек того времени т. к .  основной строительный материал на Руси было  недолговечное дерево.

Слайд.  Посмотрите на картину Васнецова «Строительство Кремля», а вот перед нами реконструкция древнего Новгорода.

Слайд.  Весь город деревянный и лишь вдалеке мы видим главный храм Новгорода- Софийский собор.

Назовите в каких городах уже были построены Софийские соборы?

« Софии храм передо мной блистал,

Чаруя всей громадой драгоценной»

                                   Джордж Г. Байрон

Слайд.  КИС. Император Юстиниан решил увеличить славу города, создав такой храм, который своим великолепием затмил бы всё, что было построено в Константинополе до этого. Строительство началось в 523 году, продолжалось 6 лет. Храм построен греческими архитекторами( около 100 чел.) Собор стал главным зданием Византийской империи, выдающимся сооружением. Он создает впечатление ослепительного великолепия. Самые богатые материалы- золото, серебро, слоновая кость, черное дерево, драгоценные камни, мрамор разных цветов были употреблены при строительстве храма.

Храм Святой Софии в Константинополе оказал огромное влияние на последующее развитие архитектуры, являясь образцом для многих сооружений. Ни одно здание уже ни достигало размеров и великолепия этого храма. Его композиция служила образцом, которому подражали  и на котором учились многие поколения строителей.

Большое влияние на развитие русской архитектуры  оказали  культура  Византийской империи, именно  от неё Русь восприняла православную веру.  Софийский собор в Киеве, построенный при Ярославе Мудром в XI в., был почти копией константинопольского.

Первые храмы на Руси  строят мастера из Византии, сохраняя при этом основные приёмы византийского искусства, но вместе с тем привносятся элементы деревянного зодчества славян.

 

5. Усвоение содержания учебного материала. Архитектура.

Основные центры древнерусской государственности периода феодальной раздробленности-  Новгород, Владимир. Сегодня мы познакомимся  с  главные архитектурные образы этих городов.

Слайд. Софийский собор ,Георгивский собор Юрьева монастыря в Новгороде. ( с.37,38 уч.)

 Основные черты новгородского стиля- суровость, мощность, отсутствие украшений, широкое использование белого камня.

Слайд.  Успенский собор ,Дмитриевский собор во Владимире, фрагмент каменной резьбы (с. 47,48,52 уч.)

Основные черты владимиро-суздальского стиля- аркатурно- колончатый пояс, порталы украшены колоннами, щедрая отделка золотым кружевом, широкое применение скульптурных изображений на фасадах. Владимирские мастера перенесли на камень приёмы обработки дерева.

Фасад-передняя сторона здания.

Слайд. А вот перед вами красивейшая  небольшая церковь Покрова на Нерли- жемчужина средневекового зодчества Руси. Определите ,в каком стиле она построена?(с. 51 уч.)  Она построена князем Андреем  Боголюбским ,  невдалеке от Владимира.

Архитектура Западной Европы- в это время господство романского стиля, появляются постройки в готическом стиле.

Задание 3.   Самостоятельная работа  с фотографиями учебника . Перед началом работы ставятся задачи для  заполнение таблицы.

Запишите названия соборов, храмов, которые вам запомнились, если забыли найдите их изображения в учебнике. Запишите два слова или словосочетания , характеризующие стиль построек. Слайд. 

Архитектура Древней Руси

Новгород

Владимир

Софийский новгородский собор.

 

Церковь Покрова Богородицы на Нерли.

мощный

изящная

белый камень

 скульптурные украшения

 

 Живопись XI-XIIв. представлена   мозаиками, иконами  и  фресками.

Слайд.  Мозаика- изображения из разноцветных камешков .

Мозаика церкви Михаила в Киеве .Дмитрий Солунский( с.51 уч.)

Фреска- изображение на сырой штукатурке.

Фреска церкви Георгия в Старой Ладоге. Изображение библейского царя Давида в одежде византийских императоров.(с.53 уч.)

Слайд.  Икона- живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из библии на гладких деревянных досках.

Иконопись на Руси получила развитие, как ни в какой другой стране. Но иконы писались на дереве, покрывались оливой, она темнеет через 60-70 лет и требует особой реставрации .Раньше этого не знали, поэтому иконы XIIв. до нас не дошли , одна из них -византийская икона- Богоматерь Владимирская. (с . 48 уч.)Советский художник и реставратор икон Игорь Грабарь говорил: « Богоматерь- песня материнству». Глаза матери. А у ваших мам часто печальные глаза?

Задание 4.  Назовите основные виды живописных изображений, запишите их названия в рабочих листах.

 

6.Динамическая пауза.  «Ветер дует на...»

Ведущий начинает игру словами: «Ветер дует на...» Чтобы участники побольше узнали друг о друге, заканчивать эту фразу необходимо словами «...на темноволосых», « .. у кого,  есть  брат, сестра», «кто любит сладкое», « ..кто любит петь»,  «...на тех, кто любит читать книги».

 Все светловолосые (имеющие братьев и т.д.) поднимают руки вверх и раскачиваются из стороны в сторону, подражая деревьям, на которые дует ветер.

 

7. Усвоение содержания учебного материала. Работа с текстами.

Слайд. Задание 5.   Отгадайте историческую загадку.  О чём говорится в следующих изречениях.?

« Источник мудрости», « реки, напоящие вселенную», « утешение в печали». (Книга)

 Мы будем говорить о древнерусской литературе.

Слайд. В каждом крупном городе велась своя летопись.  Каждый князь хотел прославить своё имя. Летописи являются исключительно важным источником: летописцы пишут подробные отчёты о сражениях, переговорах, закладке храмов, об исторических деятелях того времени. Время феодальной раздробленности – расцвет летописания. Вы уже знакомились с летописью, когда говорили о « Повести временных лет» , написанной в XII веке монахом Киево- Печерского монастыря Нестором. Кроме летописей  читали наши предки и переводные книги,в основном религиозного значения.

Сегодня мы познакомимся с первым русским поэтическим произведением « Слово о полку Игореве». Оно написано неизвестным автором в XII векею красной нитью проходит через произведение идея единения Руской земли. В основе сюжета лежат подлинные собития- поход князя Игоря Святославовича Северского против половцев. Игорь не захотел выступить в общем походе ,а собрал свою дружину и сам пошёл в Степь. Войско Игоря было разбито .псам он взят в плен.. « Слово  о полку Игореве» называют золотым словом древнерусской литературы, оно вдохновило  поэта Жуковского написать поэму, композитора Бородина –оперу, а художника Виктора Михайловича Васнецова создать трагическую картину «После побоища Игоря Святославича с половцами».

Слайд.  Всмотритесь в образы картины- широкая степь с полегшими в кровавой сече богатырями « в поле чужом среди земли половецкой».

 Какие чувства вызывает у вас картина? (тоска, печаль, жалость).

« Слово» написано  очень красивым языком , близким к народной поэзии.

 

Задание 6.  Сейчас вам предстоит выполнить интересное задание.

 Найдите среди фрагментов  из « Слова о полку Игореве»,

 1) Описание поля битвы после побоища.

2) Описание смерти молодого князя  Изяслава Васильковича.

3) Призыв- обращение ко всем русским князям объединиться,  защитить родину .

 

 ___________« одиноко  изронил он жемчужную душу  из храброго тела сквозь золотое ожерелье».

___________« … пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю русскую. Никнет трава от жалости , а дерево от печали к земле преклонилось».

___________ «Вступите, князья, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую! …  Загородите степи ворота своими острыми

стрелами !..».

1)Битву сравнивает с пиром. Посмотрите на картину Васнецова, художник изобразил полевые цветы, наклонившиеся над телами погибших воинов.

2) Жемчужная душа- молодой, чистый душой человек. Золотое ожерелье –через ворот рубахи, которое было украшено вышивкой и служило оберегом.

3) Автор призывает, требует, предсказывает опасность.

Обратите внимание, что величайшая патриотическая поэма Древней Руси посвящена не  победе, а страшному поражению.

 В средневековой западноевропейской литературе мы встречали похожее произведение -это « Песнь о Роланде», написанную веком раньше. И « Слово о полку Игореве»и« Песнь о Роланде»поднимают одну проблему- проблему военного поражения и поведения воина в трагической ситуации. Но решается она  по-разному. Роланд погибает ,но уверен , что за него отомстят  и победа христиан над неверными неизбежна. Игорь, не уверен в конечной победе, он полон тревоги за Русскую землю.

Почему такие различия? Ситуации в Западной Европе и на Руси в смысле реальности внешней опасности совершенно различны.  Протяженная степная граница делала раздробленность  на Руси явлением опасным для самого ее существования. И мы снова возращаемся к началу нашего урока, когда говорили о « плюсах» и « минусах» феодальной раздробленности. Мы увидели отрицательные, тревожные моменты,  о трагических событиях в истории нашей страны мы узнаем на следующем уроке.

А сейчас нам предстоит расшифровать загадочный текст.

 

8.Контроль усвоения новых знаний.

Слайд.  Задание 7.  Игра « Зашифрованный текст».

Представьте себе, что вы работники архива и нашли древние листы, местами почерневшие от сырости, чернила во многих местах размылись или выцвели . Вам надо восстановить текст.

Рус. кул. X- XII в – высок  уровень развит.  Росли гор.,  строились дерев. и  камен. соб., храмы. В архит. сложились своеобразные стили: новг. и влад.  Живоп. представлена моз., фр., иконами.  В каждом гор. велась своя    летоп. Самое значительное поэтическое произв. « Слово о полк.».  

 

9.Подведение итогов.  Рефлексия.

О чем говорили сегодня на уроке?

Какие задания было особенно интересно выполнять?  Обведите его номер в рабочем листе.

 

10 .Творческое задание на дом.

Слайд.  Составить рассказ  о памятниках русской культуры эпохи феодальной раздробленности. Продолжить любое из предложений.

 

Я бы очень хотел увидеть ……….

Я хотел бы прочитать….

 Мне хочется побольше узнать о……

 

Литература.

1.      Русская литература XI-XVIIIв./ Редкол.: Г. Беленький, П Николаев и др.- М.: Худож. лит. 1988

2.      Борзова Л.П. Игры при изучении нового материала на уроке истории. //Преподавание истории и обществознания в школе.  №3. 2000.

3.      Д. Лихачев. Слово о полку Игореве. // Слово о полку Игореве.- М.: Худож. лит. 1968.

4.      ПрокудинД.В. Интегративные историко- цивилизационные курсы в7 классе в рамках единой образовательной среды.//Преподавание истории и обществознания в школе.  №2. 2003.

5.      Серов Б. Н. , Соловьев К.А.  Поурочные разработки по истории Росии с древнейших времен до конца XVI века : 6 класс. – М.: ВАКО, 2003.

6.      Черняк В.З. Уроки старых  мастеров. -М.: Стройиздат, 1989.

7.      Школьная энциклопедия « Руссика». История России 9-17вв.- М.: ОЛМА – Пресс Образование, 2003.

 

Образовательные сайты:

AllBest.Ru


 

Веб-кольцо
по образованию


 

Полезные ссылки:

 

  

 

 

Дата последнего обновления страницы 15.03.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения