Вы здесь: Главная Методическая копилка Страна Читалия Цветы любимому поэту
Цветы любимому поэту
(к юбилею Самуила Яковлевича Маршака)
Авторы: Андреева Н. Н., Джумагалиева Г. Л., Лойко Л. П.
Слово учителя.
Звучит мелодия «Времена года» П.И.Чайковского
Ученик.
Уж верба вся пушистая раскинулась кругом,
Опять весна душистая повеяла крылом.
Станицей тучки носятся, теплом озарены,
И в душу снова просятся пленительные сны.
Везде разнообразною картиной занят взгляд.
Шумит толпою праздною народ, чему - то рад.
Какой-то тайной жаждою мечта распалена
И над душою каждого проносится весна!
Вед. 1.
Да, наступила Весна. Проснулась, ожила природа. Разбудила все живое. И заставила нас посмотреть на это особыми глазами.
Вед.2
Весна! В самом слове чувствуется радость, оживление, молодость; и желание читать, писать стихи, сказки. Так давайте же позовем Весну, чтобы она сегодня нам помогла.
(Дети хором зовут Весну)
Приди к нам, Весна,
С радостью!
С великой к нам милостью!
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!
Появляется Весна.
Весна.
Я Весна-красна,
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки.
Всюду: в поле и в лесу –
Людям радость я несу
Разбрасывает цветы (бумажные)
Учитель: приглашает Весну на праздник.
Песня: Веснянка
Вед. 1
Приметы весны.
Март – заря весны. Март – не только первый месяц весны. Март красен яркими зорями, игрой лучистого солнца на оседающих снегах, первыми кучевыми облаками в небесной синеве. Тёплые мартовские лучи так и брызжут от яркого вешнего солнышка. Пробуждается от зимнего сна природа. Март – это утро весны и утро года, весна света, месяц воробьиных дуэлей, синичьих песен.
Ученик.
Рыхлый снег темнеет в марте.
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.
Ученик.
Снег теперь уже не тот,-
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.
Танец: Мамин вальс
Вед.2
Апрель - снегогон. Апрелю нет равных в переменах температуры воздуха. Это месяц резких контрастов в природе , самый интересный период весны. Это единственный месяц в году, который начинается снегом и холодом, а кончается зеленеющей травой, распускающимися цветами, набухающим зерном.
Ученик
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Вед 2.
А ещё апрель похож на поэта, работающего над рукописью стихотворения. Тут и там исчеркан текст карандашами оттепели, замазан белилами редких, кратких снегопадов.
Ученик.
Снега сошли как не бывало
В дубравах птичий перещёлк
И мартовское покрывало
Сменил апрель на майский шелк
Вед.1
Май – травень, время зрелой весны.Май – это месяц цветов и любви. В мае земля надевает свой лучший наряд. Май – месяц цветения плодовых и ягодных культур. Первыми одеваются в белоснежные платья крыжовник, смородина, земляника, клубника, а за ними – вишня, слива, груша, яблоня. .
Вед2.
«Это май – чародей машет мягким своим опахалом» - написал о мае поэт. У много народных прозвищ. С ним связано большое количество поэтических образов: Юность года и Сердце весны, Месяц лесных сказок и Весна зеленого шума.
Ученик.
Теперь в ветвях берёзы
Поют соловьи,
В лугах поют стрекозы,
В полях поют ручьи.
И много в небе рея,
Поёт пернатых стай –
Всех месяцев звончее
Весёлый месяц май.
Ученик.
Распустился ландыш в мае
В самый праздник – в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.
(Песня о весне)
Учитель
Ребята! Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством замечательного поэта, писателя, переводчика Самуила Яковлевича Маршака.
Всю жизнь Маршак был верным другом детей. Он показал чудесную силу языка, научил радоваться красоте поэтического слова. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки природы.
Готовясь к сегодняшней встрече, мы перечитали много стихов Самуила Яковлевича .Давайте сейчас вспомним произведения, в которых описаны первые весенние цветы.
И вместе с Маршаком посмотрим в добрые, доверчивые, прекрасные глаза цветов. Полюбуемся ими, подружимся и станем чуточку добрее, мудрее, красивее!
Вед.1
Нет ничего прекраснее и нежнее цветов. Для человека цветы всегда были символом совершенства. Цветы давно и прочно вошли в наш быт. Подарить цветы – значит выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения, уважения. Цветы – добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, а общение более непринуждённым, доверительным
Ученик.
Цветы, как люди на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие, тёплые костры.
Вед.2
Цветы, эти прекрасные хрупкие творения природы, всегда были рядом с человеком.
Ученик.
Всю жизнь цветы не оставляют нас.
Прелестные наследники природы –
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо заходят.
Вед.1
Цветы всегда вдохновляли поэтов, художников, музыкантов. Каждый человек, любящий цветы, общающийся с ними, - поэт душой.
Вед.2
А теперь отгадайте загадку:
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает? (Подснежник)
- В каком произведении С. Я. Маршак упоминает этот цветок? (12 месяцев)
Вед.1
Послушайте отрывок из сказки:
«Девочка оглянулась и побежала в чащу подснежники искать. А там их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками – куда ни поглядишь…»
Вед.2
Но это только в сказке – подснежников видимо-невидимо! А на самом деле их становиться всё меньше и меньше.
Вед.1
И у нас а Астраханском крае тоже растут подснежники
Выходит Подснежник
Я благодарю С. Я. Маршака за то, что он так нежно писал обо мне. И думаю, что все вы понимаете: я красив только в весеннем лесу и в степи . Меня нужно охранять!
Цветок весны, идущий к вам по снегу,
Простой цветок, но сколько я несу
Добра и радости, и счастья человеку.
Вед.2
Мы хотим вам поведать две легенды.
Ученик.
Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл большой снег, и Еве было очень холодно. Тогда несколько снежинок, желая её утешить, превратились в цветы. Увидев их Ева повеселела, у неё появилась надежда на лучшие времена. Отсюда и символ подснежника – надежда.
Ученик.
А другая легенда утверждает, что однажды старуха-Зима со своими спутниками – Морозом и Ветром решили не пускать на Землю Весну. Но подснежник смело выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило подснежник, согрело Землю и открыло дорогу Весне.
Ученик.
На поля дохнуло ветром вешним
Ивы распустились за прудом.
У тропинки маленький подснежник
Загорелся белым огоньком.
Закачался, слабенький и гибкий,
Удивлённо радуясь всему,
И в ответ с приветливой улыбкой
Солнце наклоняется к нему.
Вед.1
А ещё у нас в Астраханской области растут тюльпаны, которые расцветают вслед за подснежниками. (Кладет цветок к портрету МАРШАКА). Ребята тоже любят этот цветок. Посмотрите, какие рисунки дарят ребята поэту.
Эти удивительные цветы занесены в Красную книгу. (фото тюльпана)
(Песня или танец)
Весна: Можно я загадаю загадку? Что это за цветок? Белые горошки на зеленой ножке (ландыш)
Ученик.
Проснулся лес. Весной разбужены,
Деревья по ветру парят.
Весёлых ландышей жемчужины
Под каждым кустиком горят.
Вед.2
Очарование этого цветка таково, что он никого не может оставить равнодушным.
Предания утверждают, что ландыш – это счастливый смех русалки, рассыпавшийся по весеннему лесу.
Появляется Ландыш.
Я рад, что вы вместе с поэтом вспомнили обо мне. Моё очарование таково, что никого не оставляет равнодушным. Я действительно распускаюсь в мае. Во Франции накануне майского воскресенья отмечают праздник ландышей.
Вед.1
У С. Я. Маршака
есть стихотворение «Ландыш»
Ученик.
Чернеет лес, теплом разбуженный
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Ученик.
Природой бережно спеленатый,
Завернутый в широкий лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томиться лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.
(Звучит пьеса Рахманинова «Белая сирень»)
Появляется Сирень.
Появилась я однажды весной, когда богиня цветов Флора отправилась будить Солнце, чтобы скорее услышать пение птиц, полюбоваться зеленью трав, разукрасить землю цветами. Солнце вместе с богиней радуги Иридой спустились на Землю, и Флора принялась за работу. Она стала смешивать золотые лучи Солнца с разноцветными красками радуги и щедро разбрасывать их по Земле. Земля покрылась яркими цветами. Вдруг Флора заметила, что у неё остались только две краски: белая и лиловая, и этими остатками она решила украсить кусты. Получилось удивительно красиво!
Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось!
Ветку тронешь – дождём лепестковым
Осыпается мокрая дрожь.
Вед.2
Цветёт сирень в мае. Во времена массового цветения сирени тихой вечерней порой кажется, что густой нежный неповторимый аромат заполнил всю землю. У Маршака есть стихотворение «Счастье» послушайте его.
Ученик.
Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый – сиреневый – день,
Начало цветущего лета.
За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздья цветы,
В густые и влажные кисти.
Ученик.
И мы вспоминаем, с какой простотой,
С какою надеждой и страстью
Искали меж звёздочек в грозди густой
Пятилепестковое «счастье».
С тех пор столько раз перед нами цвели
Кусты этой щедрой сирени
И если мы счастье ещё не нашли,
То, может быть только от лени.
Танец: Вальс цветов
Вед.1
Мы благодарны поэту. Он разбудил в нас желание самим написать стихи . И сегодня мы дарим ему эти стихи. (дети читают собств. стихи о цветах).
Учитель: Наш праздник мы хотим закончить словами стихотворения народного поэта Дагестана Расула Гамзатова
Ученик.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою,
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят нас с тобою.
В час раздумий и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад –
Видите, моргая еле-еле
На людей доверчиво глядят,
Все цветы, как дети в колыбели.
Вед.2
Счастлив тот, кто умеет видеть красоту цветка, умеет радоваться ей, стремится создавать её своими руками. И в память о нашей встрече мы дарим всем гостям цветы, сделанные руками учеников начальной школы
(Дети вручают всем гостям цветы)
|